Ни для кого не секрет, что система образования для детей с особенными потребностями в нашей стране далеко не доскональная. Посему специалисты постоянно ищут возможности изучить опыт более прогрессивных стран и хотя бы частично применить его в Украине.
Показательной является наработанная система образования детей с аутизом в Израиле. Директор Фонда помощи детям с синдромом аутизма «Дитина з майбутнім» Лариса Рыбченко и руководитель проектов Фонда Галина Лозова, побывав на международном курсе «Творческое мышление в специальном образовании», рассказывают о самых важных отличиях этих стран в контексте образования особенных детей.
Израильский опыт в решении проблемы аутизма – это многие годы практики, усовершенствования и наработки различных путей развития. Здесь практически каждый ребенок, независимо от его особенностей или возможностей, находится в системе образования. Его забирают в школу и привозят домой, даже если девочка или мальчик с ограниченными физическими возможностями. Они не закрыты дома!
Израильская система образования для детей с особенностями в развитии, в частности с аутизмом, отличается от украинской возможностями для детей. А также количеством специалистов и мотивацией для них, методами интеграции человека в социум. Следует отметить, что в Израиле уже давно занимаются и дошкольниками, и подростками, и взрослыми людьми с аутизмом. Родители могут отдать своего ребенка в разные учебные учреждения, в зависимости от его возраста. Здесь существуют ясли для раннего вмешательства (2-3 года) и детские сады с трех лет для детей с аутизмом. Следующий этап – школа. В Израиле работают четыре начальные школы для детей с аутизмом. Они находятся в Иерусалиме, Ришон-ле-Ционе, в Герцлии и Тель-Авиве. Их месторасположение специально выбирали так, чтобы дети из разных регионов могли добраться до школ. В таком учреждении дети учатся от 6 до 12 лет. Также есть школы для детей с умственной отсталостью, где в зависимости от первоначального диагноза может проходить обучение и ребенок с аутизмом.
Форму и место обучения в Израиле определяет муниципалитет (аналог нашей Психолого-медико-педагогической консультации), учитывая уровень развития, а также способность семьи обеспечивать внешкольную деятельность и другие факторы. Тех детей, которых он направляет в школу, обязательно должны принять без дополнительных требований.
В стране есть и старшие школы для детей с аутизмом, где учатся мальчики и девочки от 12 лет до 21 года. 21 год – это возраст, когда в Израиле заканчивается школьное образование для детей с особенностями в развитии. В такой школе есть ученики со средним и ниже среднего уровня интеллектом. В обычных школах среднее образование оканчивается в 18 лет.
Специализированная школа для аутистов работает нон-стоп. Выходные здесь существуют только по большим праздникам, а именно на Новый год и на время шабата (субботы). В школе учатся около 100 детей, с которыми работают 65 специалистов. А также есть 35 ассистентов, которые имеют образование «психолога». Среди других классов есть два класса «тяжелых» детей. В каждом из них находится по 5 учеников, 3 ассистента, а также учитель и психолог. В школе предусмотрено и отделение для выпускников – с 18 лет до 21 года. Это своего рода подготовка к работе и самостоятельной жизни. Нам удалось пообщаться с одним мальчиком, который учится в таком отделении. Интересно, что после школы он хочет пойти добровольцем в израильскую армию. Оказывается, в Израиле в прошлом году 12 людей с аутизмом пошли на военную службу. И в армии таких солдат очень ценят, так как они очень сосредоточены на задании!
В школе большинство занятий – групповые, конечно же, но 4 часа в неделю выделяют на индивидуальные занятия. Их должен дать каждый учитель. Для педагогов действует хорошая система мотивации, поэтому они заинтересованы в работе с такими детьми.
Несомненно, в Израиле работают и инклюзивные школы, в классах которых у каждого ребенка с аутизмом есть свой тьютор. Этого специалиста оплачивают родители совместно с государством. Есть специальные классы для детей с аутизмом и в специальных школах для учеников с ограниченными возможностями. Всего в инклюзии Израиля находятся 30% детей с аутизмом.
Еще один этап обучения особенных детей – колледж. В нем учатся и обычные дети, и дети с особенностями. Это тоже инклюзивное обучение. Например, при Педагогическом колледже им. Давида Елина в Иерусалиме есть школа-сад для детей с особенностями в развитии, в том числе с аутизмом. Это позволяет молодым специалистам обучаться коррекции особенных детей на практике.
В Израиле взрослые люди с аутизмом не сидят дома. Они могут работать как на закрытом специальном предприятии, так и на внешнем рынке. Например, некоммерческая организация “ШЕКЕЛЬ” активно занимается поиском работы для особенных людей. На закрытом производстве, в основном, работают люди с функциональностью ниже среднего уровня. Особенные люди могут выполнять монотонную работу долго, поэтому они делают ручное мыло и свечи, раскладывают конфеты в коробки, строчат подарочные мешочки, передники, упаковывают товары пленкой и т.д. Изначально новому человеку дают инструктора, который доводит действия до автоматизма. Дальше такой работник трудится самостоятельно и получает за это деньги. На свободном же рынке труда работают высокофункциональные люди с аутизмом. Это могут быть даже те, кто получил высшее образование, в зависимости от которого и подбирают должность. Из «ШЕКЕЛЯ» на такие работы устроены примерно 80 человек.
В Израиле распространен опыт квартир поддерживаемого проживания для уже взрослых трудоустроенных людей с аутизмом. В квартире живет несколько человек и три воспитателя, которые меняются по сменам. Квартира может быть и для высокофункциональных людей с аутизмом и для тех, у кого функциональность ниже. У каждого своя спальня, есть комната для воспитателя, кухня, студия–гостиная. За жильцами приглядывают, даже когда они находятся вне квартиры. Это не значит, что за ними следят, это значит, что если они не возвращаются домой, когда должны, им звонят и толерантно спрашивают, все ли у них в порядке. С каждым человеком, который собирается проживать в такой квартире, заключают договор, в котором прописывается, в случае какого поведения он может лишиться жилья.
В Израиле дети с особенностями в развитии разделены по 13 нозологиям, в Украине только на 8. Государство финансирует каждого ребенка, а это значит, что какое учебное учреждение он бы не выбрал, обучение там для него уже обеспеченно. Работает принцип «деньги за ребенком», о котором уже давно говорят в Украине, но за внедрение которого пока никто не взялся.