Что такое графика, в чем ее отличие от других видов изобразительного искусства, каково назначение графики,— вопросы эти естественно возникают у книжного работника, так или иначе соприкасающегося с произведениями графического искусства. Термин “графика” вызывает самые различные толкования. Графика — искусство писать и рисовать, читаем мы в художественной энциклопедии Булгакова.
Определения эти не уясняют вопроса. Явления искусства вообще не укладываются в определенные неподвижные термины, и как бы ни были удачны отдельные обозначения, они не исчерпывают сущности вопроса и всегда нуждаются в пояснениях. К пояснениям мы и перейдем.
Возьмем для примера цветную репродукцию с той или иной картины, например, с репинских “Запорожцев” или “Бурлаков” и поставим перед собой вопрос, является ли эта репродукция (сделанная трехцветкой, литографией или офсетом) графикой. Произведение это вышло из печатного станка, а печатное дело часто называется графическим искусством. Следует ли отсюда, что перед нами образец графики? На этот вопрос следует ответить отрицательно, так как рассматриваемая, репродукция представляет собою посильное воспроизведение живописного оригинала, т. е. картины, исполненной масляными красками на холсте с помощью кисти. Она воспроизводит живопись, копирует ее, т. е. играет служебную посредствующую роль, она не имеет сама по себе какой-либо иной цели, кроме отображения живописи.
Если взять ряд художественных произведений, начиная от упомянутой картины масляными красками, далее — акварель, рисунок карандашом, пером, и поставить задачу об их размножении, то в первую очередь встанет вопрос о возможных способах воспроизведения.
Положим, что в первом случае была применена трехцветка. Этот же способ (или, офсет, либо литография) может быть применен для акварели;’в данном случае, как и в рисунках маслом, нет четких линий; штриховое клише здесь, разумеется, не может быть применено. Так же точно не годится штриховое клише для рисунка карандашом с постепенными переходами от светлого к темному. Для воспроизведения такого “тонового” карандашного рисунка придется применить тоновое клише. И лишь резко начертанный рисунок пером (реже — карандашом) может быть передан штриховым клише.
Начертанность, четкость наиболее родственны типографскому искусству, знающему только два тона—черный и белый.
Это искусство начертания, так же как и искусство гравирования, и является подлинной графикой в точном смысле слова.
Ряд приводимых ниже рисунков, начиная от живописи и кончая чистой графикой, поясняет разницу между живописными приемами и приемами графическими.