В каждой сказке, как известно, есть доля истины: в баснях — мораль, а в священных преданиях (мифах) Древней Греции — нечто такое, что может заинтересовать людей XX века, если взглянуть на происходящие там события исходя из современных понятий. Один из известных мифов — о походе аргонавтов.
Вспомним эпизод встречи аргонавтов со стимфалийскими птицами. «С острова поднялась, сверкая в лучах солнца своими крыльями, большая птица: она пролетела над «Арго» и уронила свое перо на корабль, ранив в плечо аргонавта Оилея.
Товарищи бросились к нему на помощь, выдернули перо и увидели, что оно медное и острое, как стрела. Над островом взвилась вторая птица и полетела к «Арго», но ее уже ждал аргонавт Клитий с луком в руках. Как только птица подлетела близко, Клитий сразил ее стрелой, и она, упав в воду, мгновенно утонула. Аргонавты облачились в доспехи, взяли щиты и мечи и, прежде чем высадиться на берег, стали кричать и греметь оружием. Громадной стаей взвились над островом птицы, высоко взлетели над «Арго» и осыпали аргонавтов ливнем стрел-перьев.
Аргонавты подняли над головами щиты и потерь не понесли. Птицы же, описав над «Арго» круг, скрылись за горизонтом». Прежде чем перейти к современному изложению происшедших около острова событий, отметим, что такие смертоносные «перья» существовали и в нашу эпоху.
Они сбрасывались в годы Гражданской войны с аэропланов и могли насквозь пробить всадника вместе с конем. Сейчас каждый желающий может увидеть их в Музее Вооруженных Сил в Москве в зале № 5 под стеклом на витрине. Назывались эти «перья» «авиационные стрелы для поражения живой силы противника». А теперь современный вариант происшедших в XIII веке до н. э. событий.
Посты наблюдения засекают появление около острова чужого корабля, и по тревоге в воздух взлетает летательный аппарат (ЛА), который делает по кораблю-нарушителю один предупредительный выстрел с требованием остановиться и лечь в дрейф. «Арго» действительно ложится в дрейф, так как весь экипаж, бросив весла и парус, столпился вокруг раненого.
С острова взлетает второй ЛА и летит прямо на корабль, пытаясь определить его тип и национальную принадлежность. Его сбивают одним выстрелом, и аргонавты с оружием в руках имитируют высадку десанта. В воздух взлетает вся «стая» и летает высоко — «птицы» явно учли гибель ЛА № 2, летевшего на бреющем полете. На десант обрушивается массированный удар; после того как был израсходован боекомплект, летательные аппараты делают круг над местом бомбежки, чтобы увидеть результат.
Его нет, и вся «стая» улетает с острова — летательные аппараты враг захватить не должен. Откуда в древнем мифе могло появиться описание практически современной тактики авиации, причем пограничной? Попробуем взглянуть на стимфалийских птиц повнимательнее, насколько позволяет их краткое описание. «Блестит в лучах солнца» — видимо, речь идет о металлической или тканевой обшивке (как у первых аэропланов), пропитанной лаком, которая на солнце может давать отблески при виражах.
Нет упоминания о шуме, производимом птицами. Полет был бесшумным или звук был слабым и мог заглушаться плеском волн, криками и лязгом оружия. Птицы — стимфалиды — упоминаются именно как птицы. Можно предположить, что кабина пилота была полностью закрытой, он был неразличим снаружи. Если отсутствовал шум, это означает, что «птицы» могли быть махолетами. ЛА с машущими крыльями (махолет) пока что остается мечтой авиаконструкторов. Конечно, бомбы (пусть и небольшие) и пулеметы этим «птичкам» подошли бы больше, чем стрелы.
Но если вспомнить историю развития современной авиации, то вполне можно предположить, что стимфалийские птицы могли быть в стадии «вставания на крыло», а их конструкция несовершенной и примитивной, как и у аэропланов в начале XX века. Но какая страна могла в XIII веке до н. э. иметь пусть и несовершенные, но все-таки летательные аппараты, да еще не один и не два?
Аргонавты не испугались стимфалийских птиц и даже смогли дать «зенитный» отпор, но как Клитий сумел сбить стрелой летательный аппарат практически мгновенно? Ведь «птицы» покрыты несколькими слоями перьев и пробить стрелой металлическую обшивку аппарата он никак не смог, но повредить аппарат, попав, предположим, в двигатель, мог, однако в этом случае аппарат рухнул бы в море «камнем».
Из лука ли стрелял Клитий древнейший в истории зенитчик? Наверное, он был единственным человеком, сбившим в XIII веке до н. э. летательный аппарат, если верить мифу. Это только один эпизод из мифа об аргонавтах, но в нем каждая строчка содержит информацию о необычайном событии древности. Но чтобы это событие узнать, надо читать и изучать этот миф в канве современного детективного сюжета!