По сообщению Европейского космического агентства (ESA), молекулы хлорметана, которые были обнаружены вокруг молодой звезды, не могут более считаться четким индикатором жизни.
Поскольку мы не имеем возможности рассмотреть микроскопические формы жизни на далеких небесных телах, наука придумала другие способы оценки пригодности планеты для жизни. К ним относятся следы определенных веществ, оставленные органическими процессами, которые называют биомаркерами.
Хлорметан — довольно распространенное на Земле вещество, принадлежащее к классу галогеналканов. Эти органические элементы состоят из углерода, связанного по меньшей мере с одним галогеном — фтором, хлором, бромом или йодом — и вырабатываются по большей части в ходе биологических процессов. В теории это означает, что любое небесное тело, на котором будут найдены такие вещества, могут оказаться обитаемыми.
Недавно телескоп ALMA в Чили обнаружил хлорметан вокруг молодой двойной звезды IRAS 16293-2422 на расстоянии 400 световых лет в Ро Змееносца. Тогда галогеналканы были впервые замечены в космосе, но вместо того, чтобы обнадежить всех, кто надеется найти следы внеземной жизни, это открытие заставило усомниться в надежности хлорметана как биомаркера.
Наличие этих органических веществ вокруг столь молодой звезды предполагает, что они могли возникнуть во время фазы образования планет в системе. Для того чтобы лучше понять, как это могло случиться, исследователи обратили внимание на комету, которая является как бы законсервированной капсулой, несущей на себе следы периода формирования звезды и хранящей химические элементы, присущие молекулярному облаку, из которого возникли звезды.
В данном случае, ученые исследовали комету 67Р/Чурюмова — Герасименко, которую зонд “Розетта” посетил в период между 2014 и 2016 гг. Среди собранных космическим аппаратом данных были обнаружены в большом количестве молекулы хлорметана. Эта находка указывает на то, что хлорметан вырабатывался в фазу образования планет, и не может считаться биомаркером жизни. В частности, сигналы были наиболее сильными в мае 2015, когда комета приближалась к Солнцу и отдавала много хлороводорода.
Несмотря на такое разочаровывающее открытие, поиск внеземной жизни продолжается. Просто он стал чуть более сложным.