“Сталингулаг” официально обрел имя и лицо. ВИДЕО

В конце 2008 года на старейшем российском форуме по интернет-маркетингу появилась запись от имени пользователя aelexandryo, которого интересовал вопрос, какую прибыль получит его блог, если вложить в продвижение 50 тыс. руб. Через 10 лет скрывавшийся за этим ником человек стал одним из самых популярных российских блогеров в Telegram. Свое имя aelexandryo не раскрывал: три сотни тысяч его подписчиков знали его только как “Сталингулаг”.

Сегодня проект “Сталингулаг” объединяет аккаунты в трех социальных сетях: Telegram (более 300 тысяч подписчиков, там небольшие посты публицистического характера), в Twitter (более 1 млн фолловеров, там размещаются короткие комментарии) и Instagram (там публикуются фотографии из московских и лондонских ресторанов и театров и отчеты о полетах в бизнес-классе и т.д.)

В марте 2019 года “Сталингулаг” занял второе место по читаемости среди всех политических каналов. С сентября 2017 года в канале публикуется реклама, стоимость одного поста начиналась с 150 тысяч рублей.

До недавнего времени имя автора “Сталингулага” было не известно широкой публике. Только летом 2018 года РБК назвал имя автора – Александр Горбунов. А теперь 27-летний Горбунов дал свое первое интервью британской телерадиокорпорации BBC.

“Он говорит негромким голосом человека, привыкшего, что его слушают. Начитанный, образованный, одетый как профессор европейского университета, Горбунов производит впечатление уверенного и сдержанного человека”, – пишет корреспондент BBC, отмечая, что в Telegram-канале он создает прямо противоположный образ.

Юность Горбунов провел с родителями в Махачкале, там он учился на юриста. Но свою жизнь прикованный с детства к инвалидному креслу молодой человек (спинальная мышечная атрофия, которая приводит к отмиранию клеток спинного мозга) посвятил торговле на финансовых рынках в Москве. А “Сталингулаг” появился случайно.

“Просто захотелось писать. Может, были какие-то личные переживания. Может, была какая-то недосказанность, потому что я много тогда работал, практически не отходил от компьютера, потому что и ходить особо было некуда. Я жил в Махачкале, это город максимально неприспособленный для жизни людей в инвалидной коляске. Компьютер, интернет позволяли посмотреть на то, что происходит в мире. А я с детства смотрел всевозможные политические передачи, политика меня всегда привлекала”, – вспоминает он.

“Я начал работать в 13 лет, когда отец, который был единственным кормильцем в семье, заболел. Мама работать не могла. В детстве меня возили по врачам, на всякие физиопроцедуры, на которых мне постоянно говорили, как важно работать над собой… Мое заболевание прогрессирует, но в детстве я мог поднимать руки, и врачи считали, что я должен делать какие-то физические упражнения по несколько часов в день. Когда вам пять-шесть лет, как можно понять, что ты должен часами тянуть какие-то резинки, если хочется погулять?! Но мне отец всегда говорил: ты должен в этой жизни рассчитывать только на себя. Ты должен заниматься, потому что у тебя сейчас все есть, пока мы живы с мамой. Когда нас не станет (я поздний ребенок в семье), ты останешься совсем один. До меня эти слова не доходили: полный дом людей, как можно остаться одному?!”, – рассказывает Горбунов.

А “перевернул” его отношение к себе и к жизни фильм про детей-инвалидов, живущих в интернате: “Я посмотрел, увидел все эти ужасы, увидел, как они еле передвигаются по полу, весь этот лютый ад и кошмар. Я был потрясен. И понял, что этого никак нельзя допустить. Никогда. А значит, я должен стать независимым, а независимость дают только деньги. Только оплачиваемый труд. И начал думать, как мне их заработать”.

Вначале он занимался сетевым маркетингом и распространением биодобавок – зарабатывал по 150-200 долларов в месяц. В 15 лет его пригласили в Москву. “Я поехал первый раз и был в шоке от этого города… Я поразился, что на улицах есть пандусы, пусть и неудобные. Оказывается, такое бывает. Оказывается, тротуар это не полметра с выбоинами, по нему можно передвигаться. Я понял, что мне нужно переехать в Москву”, – говорит Горбунов.

Однако сделать это он смог только когда “образовалась определенная финансовая подушка, когда я понял, что все стабильно”. Помогли в этом покер и трейдинг, который и сейчас остается для него основным источником дохода, так как Telegram-канал приносит не так много денег, как кажется.

Некоторое время назад Горбунов даже думал о создании собственного фонда. В 2018 году он начал переговоры на этот счет, но все рухнуло после выхода той самой статьи на РБК, что он и есть автор “Сталингулаг”. “Со мной прекратились любые контакты по этой теме: “Ты что – дурак? Никакой институциональный инвестор больше никогда не доверит тебе ни рубля”. Я так и остался частным трейдером”, – поделился Горбунов, отметив, что бизнес в России старается быть в стороне от политики.

“У нас в стране, если человек скажет что-то не так, то он сразу становится иностранным агентом, “наймитом Госдепа”, шпионом. А весь финансовый мир стремится максимально минимизировать риски”, – пояснил Горбунов журналистам британской BBC.

Сейчас Горбунов живет в Москве с гражданской женой и считает себя “в целом обеспеченным человеком”, особенно, если сравнивать с жизнью в Махачкале: “Сейчас я – средний класс Москвы, который может себе позволить куда-то поехать и пойти в театр и ресторан”.

Как сообщает BBC, несколько дней назад в дом, где живут родители Горбунова в Махачкале, пришла полиция. Сотрудники органов заявили, что с телефона Горбуновых “поступил звонок о минировании объектов в Москве”. “До сих пор не известно, был ли это обыск”, – вспоминает он. В пресс-службе отдела информации и общественных связей МВД РФ по Республике Дагестан не прокомментировали проверку родственников Горбунова.

Как заметил репортер BBC, когда Горбунов приехал на интервью на микроавтобусе, то за ним следовал белый Ford. Горбунов сказал, что это слежка, ее он связал с событиями последних дней – загадочными визитами правоохранительных органов к его родителям и родственникам.

На вопрос, почему органы так раздражает его Telegram-канал, он ответить затруднился, но предположил, что “Сталингулаг” – “единственный популярный Telegram-канал, который пишет о том, как все есть на самом деле”.

Отвечая на вопрос, опасается ли он каких-то неприятностей в связи с тем, что его имя стало известно, Горбунов заявил, что “не причинил никому никакого вреда, и ни в чем не виноват”.

“Я не боюсь за себя, мне ничего нельзя сделать – применить ко мне какие-то методы ограничения, учитывая, что они у меня есть с самого рождения, невозможно. Причинить мне телесный или физический вред тоже невозможно, потому что боль со мной, она всегда присутствует. У меня нет никаких иллюзий, нет надежд на какую-то старость, я прекрасно все понимаю – грубо говоря, годом раньше, годом позже – что это значит в масштабах вселенной? Мы ничего не изменим. Жизнь – она временная, а смерть постоянна, зачем переживать за что-то временное? Нельзя три дня спать, а потом не хотеть спать в принципе, нельзя наесться так, чтобы никогда не быть голодным. Сколько б мы ни прожили, нам все равно будет хотеться пожить подольше”.

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *