Сегодня исполняется 205 лет со дня рождения английского ученого, прославившегося своей теорией эволюции. Его труд «О происхождении видов» вышел более чем 150 лет назад. Теория Чарльза Дарвина о происхождении человека, пожалуй, самая популярная, но отношение к ней неоднозначное и поныне. Заведующий отделом эволюции Государственного Дарвиновского музея Александр Рубцов в интервью журналу «Наука и жизнь» рассказал о проблемах теории и о том, каким будет человек будущего.
По словам Рубцова, в теории Дарвина больше вопросов, чем ответов. Биолог говорит, что дарвинизм устарел и многие факты требуют объяснения. Например, до сих пор точно не известно, как от одного вида образуются иные виды. Сам Дарвин говорил, что окончательного ответа на этот вопрос нет. Рубцов отмечает, что особенностью каждого вида является его нескрещиваемость с другими, то есть репродуктивная изоляция. Она обеспечивается разными местами обитания схожих видов, различиями в окраске, в брачных ритуалах и нежизнеспособностью гибридных видов.
Видообразование происходит, когда один вид разделяется на популяции, которые потом на протяжении тысячелетий находятся в изоляции друг друга, а после представители этих популяций снова вступают в контакт. Получившиеся в результате гибриды должны, по идее, быть слабыми и нежизнеспособными. Но на практике оказываются более стойкими и плодовитыми. Так и возникает новый вид, образованный из генетически разных видов.
Дарвин естественный отбор считал главным, но не единственным фактором эволюции. К ним, по словам Рубцова, можно отнести еще и кооперацию. В этом случае новые виды появляются в результате стремления живых организмов к обществу себе подобных, особенно во время размножения. Кооперация, как говорит ученый, может приводить к формированию социальных групп. Причем в ходе эволюции эти группировки могут так интегрироваться, что ее члены уже не смогут существовать отдельно. Именно кооперацию Рубцов считает тем фактором, который способствовал развитию жизни на Земле. При этом он отмечает, что кооперация может быть самостоятельным фактором наряду с естественным отбором.
Современные ученые представления об отборе дополнили своими объяснениями. Сегодня наука доказала, что гены наследственности могут комбинироваться в разных сочетаниях и что наследственные изменения обусловлены мутациями. Отбор, по мнению ученых, способствует изменению соотношения частот генов в популяции из поколения в поколение.
Пока что наука не создала ни одного нового вида в искусственных условиях. Рубцов говорит, что такая задача учеными не ставилась. К тому же происхождение нового вида – процесс длительный и исчисляется миллионами лет.
Как правило, теорию Дарвина не принимают из-за ее несоответствии религиозным догмам или из-за научной критики как антидарвинистов, так и дарвинистов.
В теорию Дарвина часто не верят из-за отсутствия переходных «звеньев» от обезьяны к человеку. Рубцов это отрицает. Он говорит, что эти звенья существуют и что эволюционный ряд человека один из самых полных. Просто переходный вид не обязательно должен выглядеть как нечто среднее между видами. Например, динозавры – это переходное «звено» между рептилиями и птицами. А между мартышкой и человеком одним из таких «звеньев» является человекообразная обезьяна. Многие промежуточные формы не выживают, потому что невозможно существование двух видов, которые занимают одну территорию и одну экологическую нишу. Раньше существовали несколько видов людей, но около 30 тысяч лет назад, когда возросла конкуренция между ними за пищу, остался только один вид.
В процессе эволюции живые организмы приспосабливаются к изменяющейся окружающей среде. Каким будет человек будущего, ученые предсказывать не берутся. Говорят, по изменениям генов можно судить о прошлом, но не о будущем. Единственное, если не будет никаких значительных экологических изменений, в будущем люди станут выше и жить будут дольше.