Миллион видов животных и растений сегодня находится под угрозой вымирания. Об этом гласит масштабный доклад ООН по сокращению биоразнообразия на планете. Чем исчезновение флоры и фауны грозит человечеству, и как мы можем уберечь их и себя, рассказывается в материале The New York Times
Мы слишком ощутимо меняем естественные ландшафты планеты, подвергая угрозе вымирания множество видов животных и растений, что влечет за собой нарушение работы существующих экосистем, от которых зависит и наше собственное выживание.
Таков в общих чертах посыл нового доклада ООН – документа, подготовленного сотнями международных экспертов на основе тысяч научных изысканий и насчитывающего 1500 страниц. Полностью этот труд будет опубликован позднее в текущем году, а пока общественности было представлено его резюме, одобренное представителями 132 стран мира.
Итак, к каким выводам пришли эксперты ООН? В большинстве основных населенных мест, от африканских саванн до тропических лесов Южной Америки, средняя численность местных растений и животных сократилась на 20 и более процентов. Главным образом – за последнее столетие. Поскольку население планеты перевалило за отметку в 7 млрд, такие виды деятельности, как сельское хозяйство, лесозаготовки, браконьерство, рыболовство и добыча полезных ископаемых меняют природу со скоростью, “беспрецедентной в истории человечества”.
И это еще не все. Эксперты отмечают, что глобальное потепление стало основной движущей силой изменения и увядания климата отдельных регионов, к которому местные млекопитающие, птицы, рыбы, насекомые и растения приспосабливались на протяжении долгих лет эволюции. Сочетание этих факторов приведет к тому, что к 2050 году темпы сокращения биоразнообразия на планете только ускорятся, прогнозируют эксперты ООН.
Природный фактор
Это, конечно, не первый доклад, который обрисовывает плачевное состояние экосистем Земли. Однако в нем детально отмечается также и то, насколько тесно благосостояние человека переплетено с судьбой других видов.
“Долгое время люди думали о биоразнообразии просто в контексте сохранения природы самой по себе, – говорит Роберт Ватсон, глава Межправительственной научно-политической платформы по биоразнообразию и экосистемным услугам (IPBES). – Но этот доклад очерчивает четкие связи между биоразнообразием и природой и такими понятиями, как продовольственная безопасность и чистая вода”.
По оценкам IPBES, только в Северной и Южной Америке природа ежегодно приносит немонетизированные блага примерно на $24 трлн.
Вот несколько примеров. В документе говорится, что сегодня люди производят больше продовольствия, чем когда-либо, но деградация земель уже наносит ущерб продуктивности сельского хозяйства на 23% территории планеты. Сокращение количества диких пчел и других насекомых, которые помогают опылять фрукты и овощи, грозит сфере производства продуктов питания потерями на сумму до $577 млрд в год. Исчезновение мангровых лесов и коралловых рифов повышает риски наводнений для 300 миллионов человек.
По мнению экспертов ООН, опустошение природы достигло таких масштабов, что частичных усилий по защите отдельных видов или созданию заповедников уже не достаточно. Они призывают к более радикальным изменениям: ограничению расточительного потребления, смягчению воздействия на окружающую среду в сельском хозяйстве, пресечению незаконных вырубок и рыболовства и так далее.
“Мало просто сосредоточиться на экологической политике, – полагает ведущий автор исследования Сандра Диас. – Мы должны учитывать факторы биоразнообразия, принимая решения в области торговли и инфраструктуры, так же, как учитываем здоровье и права человека в каждом аспекте социальных и экономических решений”.
Эффект бумеранга
Хотя ученым удалось каталогизировать только часть живых существ (около 1,3 млн.), в докладе говорится, что наша планета может быть домом для 8 миллионов видов растений и животных. Точные прогнозы составить трудно, но его авторы уже сейчас предупреждают о грядущем кризисе вымирания.
Эксперты ООН полагают, что действия человека уже поставили под угрозу исчезновения около 1 миллиона видов – больше, чем когда-либо ранее. Если срочно не предпринять мер, многие из них могут быть утрачены в течение ближайших десятков лет. С лица планеты исчезнет 40% видов амфибий, одна треть морских млекопитающих и одна треть рифообразующих кораллов. По оценкам авторов доклада, более чем 500 тысячам сухопутных видов не хватает естественной среды обитания, чтобы можно было говорить об их долгосрочном выживании.
Потеря растений и животных не просто сделает планету менее красочной, но и породит множество рисков для человека
Вырубка лесов под сельскохозяйственные угодья, расширение сети дорог и рост городов, загрязнение воды и перевозка инвазивных видов – все эти вызванные человеком перемены в облике планеты повлекли существенное сокращение биоразнообразия за последние полвека. Предполагается, что человечество значительно изменило три четверти суши.
Глобальное потепление подливает масла в огонь. В докладе говорится, что при повышении средней мировой температуры на 2˚С выше доиндустриального уровня изменения климата поставят под угрозу примерно 5% видов. И ведь потеря живых существ не просто сделает мир менее красочным местом, но и породит множество рисков для самого человека.
Сегодня мы полагаемся на значительно меньшее количество видов растений и животных для производства продуктов питания. Из 6190 одомашненных пород млекопитающих, используемых в сельском хозяйстве, более 550 вымерли, а еще 1000 находятся под угрозой исчезновения. Продовольственная система становится более уязвимой перед болезнями и вредителями. В будущем может стать все труднее выращивать новые культуры и домашний скот, которые были бы более устойчивыми к повышению температуры и засухам в следствие глобального потепления.
“Большую часть того, что мы получаем от природы, невозможно полностью заменить”, – говорится в докладе. Потеря биоразнообразия чревата “утратой возможностей по выращиванию новых культур, одомашниванию или использованию диких видов для генетических улучшений”.
Список дел
Впрочем, не все так печально. В докладе отмечается, что государствам удавалось предотвратить вымирание некоторых видов (например, арабского орикса или сейшельской малиновки), когда они предпринимали соответствующие меры. Кроме того, человечеству удалось оградить более 15% суши и 7% океанов путем создания заповедников и природоохранных зон.
Но не во всех заповедниках удалось пресечь браконьерство. Да и естественные границы обитания видов могут смещаться из-за изменений климата. Посему для сохранения биоразнообразия на планете не достаточно просто расширять природоохранные районы. По мнению авторов доклада нужны и другие меры.
Например, фермеры должны перенять новые методы работы, чтобы выращивать больше еды на меньших площадях. Потребители в богатых странах должны выбрасывать меньше пищи и более эффективно использовать природные ресурсы. Правительствам всего мира следует ужесточить законы об охране природы и обеспечить их соблюдение, а также сокращать объемы тяжелых металлов и неочищенных сточных вод, поступающих в окружающую среду. И конечно, мир должен прилагать усилия по удержанию глобального потепления.
Ничто из этого не будет получено легко. Особенно с учетом того, что многие развивающиеся страны вынуждены использовать свои природные ресурсы, пытаясь вырваться из нищеты. Но, детализируя преимущества, которые природа может дать людям, и, оценивая потери от сокращения биоразнообразия, авторы доклада надеются помочь правительствам установить более тщательный баланс между экономическим развитием и сохранением природы.
“Нельзя просто сказать африканским лидерам, что нельзя развиваться, а весь континент нужно превратить в национальный парк, – сказала Эмма Арчер, которая руководила предварительной оценкой биоразнообразия в Африке для доклада. – Но мы можем показать, что есть компромиссы, и, если не принять во внимание ценность природы, то в итоге под угрозу будет поставлено благосостояние человека”.
В ближайшие два года дипломаты со всего мира проведут несколько встреч в рамках Конвенции о биологическом разнообразии, чтобы обсудить, как активизировать усилия по сохранению природы. Увы, даже в лучшем случае, предусмотренном новым докладом, до середины века мы сможем только замедлить сокращение биоразнообразия, а не остановить его.